Консалтинговые услуги Помощь в кадрах и консалтинг
Оставить заявку на услугу
+7 (495) 925-90-76
+7 ()
перезвонить мне
Закрыть
Мое Имя

Перезвоните по номеру

Мы на facebook
РУС / ENG

Законодательство

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

Установлены правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда

Предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).

Предусмотрены, в частности:

  • права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением специальной оценки условий труда;
  • порядок организации проведения специальной оценки условий труда;
  • перечень вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда;
  • порядок функционирования федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.

Разъяснение Минтруда России от 07.03.2014 "Разъяснение Минтруда России в связи с введением специальной оценки условий труда"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ от 7 марта 2014 года

РАЗЪЯСНЕНИЕ МИНТРУДА РОССИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 

С 1 января 2014 года вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда". 

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда. 
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 
Указанная Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" и находится на государственной регистрации в Минюсте России. 
В этой связи требование отдельных должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда, либо аттестации рабочих мест необоснованны. 
При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года, в связи с чем могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу. 
Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

С 1 января 2014 года вступили в законную силу изменения в трудовом законодательстве

Основная часть поправок обусловлена введением специальной оценки условий труда. Она становится основным инструментом для решения вопроса о предоставлении гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях. Указанная оценка призвана заменить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Кроме того, вместо процедуры обязательной сертификации организации работ по охране труда вводится декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям на основе результатов специальной оценки условий труда.

Скорректировано трудовое законодательство.

Поправки разрешают увеличивать максимальную продолжительность рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 36 до 40 часов в неделю, но только с согласия работника и при условии выплаты денежной компенсации. При этом сохраняется минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (7 календарных дней). Дни дополнительного отпуска сверх этого можно заменять с согласия работника денежной компенсацией. Сохраняется и размер повышенной оплаты труда (не ниже 4%).
 Предусмотрена возможность увеличения для указанных работников максимальной продолжительности ежедневной смены: при 36-часовой рабочей неделе - с 8 до 12 часов; при 30-часовой и менее - с 6 до 8 часов. Однако это допускается лишь в пределах сокращенной рабочей недели и при условии письменного согласия работника.
 Кроме того, на предприятиях с вредными или опасными условиями труда разрешается применять суммированный учет рабочего времени (учетный период - 3 месяца).
 Ряд изменений касается всех работников. В частности, вводится прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке.
 Существенные изменения затрагивают пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Право на досрочную трудовую пенсию сохраняется за ними при условии уплаты работодателями страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

Таблица. Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии*

Опасный

4

8,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов

Вредный

3.4

7,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов

 

3.3

6,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов

 

3.2

4,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов

 

3.1

2,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов

Допустимый

2

0,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов

Оптимальный

1

0,0% – солидарная часть тарифа страховых взносов.

 

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

 Усиливается административная и уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства. Вводится административная ответственность за уклонение от оформления трудового договора.

Еще раз кратко по пунктам:

  • Установлен запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ст.15 ТК РФ).
  • Когда отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - работодатель обязан оформить с работником трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (ч.2 ст.67 ТК РФ).
  • Установлен запрет на фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя (ч.4 ст.16 ТК РФ).
  • Введены обязательные условия трудового договора, которые должны быть указаны в трудовом договоре:
    • Условия труда на рабочем месте - ч.2 ст.57 ТК РФ,
    • Продолжительность рабочего времени, которая устанавливается на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда - ч.2 ст.92 ТК РФ,
    • Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) – ч.3 ст.117 ТК РФ.
  • Введено новое дополнительное условие трудового договора, которое может быть указано в трудовом договоре с конкретным работником - о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника (ч.4 ст.57 ТК РФ).
  • Норма, которая регулирует сокращенную продолжительность рабочего времени «вредников» теперь изложена в новой редакции – «сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю» (ч.1 ст.92 ТК РФ).
  • Этот «лимит» по часам для «вредников» может быть увеличен, но не более чем до 40 часов в неделю при определенных обстоятельствах (ч.3 ст.92 ТК РФ).
  • Также продолжительность ежедневной работы «вредников» теперь регулируется по-новому (ст.94 ТК РФ).
  • Теперь отдельно сказано, что и «вредникам» можно устанавливать суммированный учет рабочего времени, но с учетным периодом не более трех месяцев (ч.1 ст.104 ТК РФ).
  • По новому регулируются вопросы предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе вопросы по выплате компенсации за неиспользованный отпуск таким работникам не при увольнении (ст.117, 126 ТК РФ).
  • Установлен минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда – теперь он составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст.147 ТК РФ).
  • Появились новые статьи:
  •  19.1. «Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями». Теперь государственный инспектор труда может выдать предписание об устранении нарушений ч.2 ст.15 ТК РФ, которая устанавливает запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем и если работодатель это предписание не оспорит в судебном порядке, он должен будет его исполнить, то есть признать гражданско–правовые отношения трудовыми и заключить с работником трудовой договор (ст.19.1 ТК РФ).
  • 67.1. «Последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом». Для такого лица установлена ответственность, а работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).
  • 351.3. «Некоторые особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда».